Почему в самолете хочется томатного сока. Почему в самолете пьют томатный сок? Апельсиновый, яблочный, томатный: что выбирают пассажиры

Еда в самолете, как правило, кажется нам странной. Привычные рис или ветчина кажутся слишком сухими или просто невкусными. Зато настоящие метаморфозы происходят с томатным соком. Его мало, кто любит, зато на борту самолета всегда все его пьют. Все дело в наших органах чувств, которые ведут себя в воздухе иначе.

Ученые из Университета Корнелла решили разобраться, почему еда в самолете кажется такой странной и что заставляет пассажиров во время полета заказывать томатный сок.

Оказывается, все дело в окружающих нас звуках, а также в снижении давления и сухом воздухе, сообщает Day.Az со ссылкой на БГ .

Все дело в шуме

Наши органы чувств взаимосвязаны. А когда мы на борту самолета поднимаемся в небо, где меняется давление, влажность и сухость, на наши органы чувств воздействует сразу несколько факторов. В своем исследовании Робин Дэндо и Кимберли Ян из Университета Корнелла уделили особое внимание одному из них - звуку.

Громкость шумов на борту самолета может достигать 85 децибелов - практически такому же уровню шума мы подвергаемся в машине на дорогах большого города.

В исследовании приняли участие 48 волонтеров разного возраста, которые слушали в наушниках с высокой чувствительностью звуки самолета с громкостью от 80 до 85 децибелов. Затем у них проверили восприятие вкуса.

Каждый участник должен был попробовать смесь, в которой преобладал тот или иной вкус: соленый, горький, кислый, сладкий или вкус умами (японское обозначение сладко-острого вкуса, который трудно описать и который встречается в еде, содержащей глутамат, например помидорах или выдержанном сыре).

В результате ученые обнаружили, что громкий звук влияет на некоторые вкусовые рецепторы. В частности, у людей менялось восприятие сладкого, и сильнее ощущался вкус умами. На рецепторы, отвечающие за соленый, горький и кислый вкусы, звук никак не повлиял.

Эксперимент, таким образом, показывает, что тот или иной вкус является следствием сложного взаимодействия наших органов чувств и что на него вполне может влиять атмосфера, в которой мы пробуем блюдо.

Почему в самолете мы пьем томатный сок

Чтобы проверить, как меняется наш вкус в условиях полета, в 2010 году ученые из Института строительной физики им. Фраунгофера создали авиасимулятор с помощью старого аэробуса, в котором ученые могли снижать давление. Атмосфера внутри аэробуса практически не отличалась от того, что мы испытываем на борту самолета, разве что за окном не проплывали облака.

В результате ученые обнаружили, что снижение давления также влияет на вкусовые рецепторы пассажиров: им становится сложнее определять ароматные вещества, во многом определяющие вкусовые ощущения. Кроме того, при низком давлении мы слабее ощущаем соленый и сладкий вкусы, а восприятие вкуса умами ощущается практически так же, как и в любом другом месте.

Таким образом, вкус помидоров кажется нам более привычным, чем вкус других продуктов. Возможно, поэтому в самолете люди больше любят томатный сок, хотя в обычной жизни могут его пить достаточно редко.

Возможно также, из-за снижения влажности во время полета, у нас меняется восприятие запаха томатного сока.

Как авиакомпании пытаются исправить вкус еды

Авиакомпании пытаются исправить расстройство вкуса, связанное с особенностями атмосферы, с помощью соусов. Считается, что первым этот подход предложил французский повар Рэймонд Оливер. В 1973 году, разработав меню самолетов авиакомпании Union de Transports Aériens, он предложил поливать основные блюда соусом, чтобы мясо не стало сухим из-за разогрева и сухой атмосферы на борту самолета.

Портал sntat.ru пообщался с пилотом лайнера, выполняющего чартерные полеты на курорты, и узнали, почему самолетная еда кажется вкуснее и для чего капитан сообщает, что за бортом -60 градусов.

Собеседник sntat.ru пожелал остаться неизвестным, зато ответил на самые «заковыристые» и наивные вопросы, которые возникают у пассажиров.

Почему томатный сок и самолетная еда такая вкусная?

– Я, честно говоря, другого мнения. Самолетная еда вообще не вкусная, хотя может она просто нам надоела. На счет томатного сока согласен. Не знаю почему, но действительно пассажиры только его и пьют. Это самый популярный напиток на борту, хотя в жизни, насколько я знаю, его мало покупают.

Экипаж ест то же самое, что и пассажиры?

– Еда для экипажа немного отличается – у нас ассортимент больше, особенно холодных закусок. Так как в правилах прописано, что кабинный экипаж не может есть одно и то же блюдо. Чтобы не дай бог, если что-то некачественное попадется, с нами обоими что-нибудь не случилось. Поэтому, если один ест рис с курицей, то другой мясо с гречкой. Кто что будет есть, решает командир экипажа.

Почему упаковки с печеньками или соком в самолете надуваются?

– Это разность давления. На высоте оно ниже, поэтому самолет накачивают воздухом, как шарик, чтобы создать для пассажиров благоприятные условия, приближенные к земным. Кстати, за счет давления сам фюзеляж самолета прибавляет в полете до 1 метра в объеме. На здорового человека разность давления не влияет, если он не часто летает. А так, да, вредно, не зря же летчикам и бортпроводникам пенсию раньше дают.

Предупреждения вроде «уважаемые пассажиры, наш самолет готовится к снижению, просим вас пристегнуть ремни…» пилот говорит живьем или это запись, как в трамваях «будьте осторожны, двери закрываются»?

– Все что идет из кабины самолета – произносит пилот, это не запись. В записи может быть речь бортпроводника при демонстрации аварийно-спасательного оборудования.

Зачем пилот сообщает пассажирам, что самолет летит на высоте 10 тысяч метров, скорость 850 километров в час, а температура за бортом -50 градусов? Вы так нас «троллите»?

– Почему? Это для общего развития. Это же правда, не шутка! Вообще все от командира зависит. Один весь полет молчит, а другой включил автопилот, взял микрофон и болтает, где пролетаем, какая высота, скорость…

Если всю работу выполняет автопилот, то чем живые пилоты занимаются?

– У экипажа есть работа – за трассой следить, за параметрами механизмов. Такого что сели и в домино играем – нет. Один может отдохнуть, но второй обязательно работает. Каждые 5-15 минут с диспетчерами связываемся, иногда каждые 2 минуты.

О чем пилоты разговаривают с диспетчерами?

– С диспетчерами только о работе. А так бывает, если слышишь борт, который с этим же диспетчером работает и пилот твой знакомый, то можно поприветствовать. Но обычно диспетчеры не разрешают болтать на посторонние темы. А так пилот имеет связь, как с диспетчером, так и с соседними бортами. Иногда диспетчер просит «свяжитесь с таким-то экипажем, они меня не слышат».

А на каком языке пилот общается с диспетчером?

– Если территория России, то на русском. Летим, например, рейсом «Казань-Анталия», Ростов пролетаем, и диспетчер говорит: «переходите на такую-то частоту» и передает нас диспетчеру Турции, с ним уже на английском. В Армении иногда идут на встречу – на русском разговаривают.

Какое самое безопасное место в самолете?

– Самое безопасное место в самолете в любой его части. Мы же не можем предугадать, мол, сегодня я выйду на улицу и подверну правую ногу, а не левую. Бытует мнение, что в хвосте безопаснее, якобы, если хвост отломится при ударе, то больше шансов выжить… Кто это придумал, я не знаю, это бред какой-то.

Почему сейчас в самолетах не разложены в каждый кармашек пакеты и не раздают леденцы. Людей перестало тошнить?

– Пакеты должны быть загружены на борт. Есть определенный минимум на 100 пассажиров, у каждой авиакомпании он свой. То же самое с леденцами. То, что в современных самолетах с более совершенной регуляцией давления не тошнит – сомневаюсь. Думаю, что это больше зависит от вестибулярного аппарата человека, кого-то укачивает, кого-то нет.

Почему при взлете и посадке просят открыть иллюминаторы?

– Это международные правила. Самый опасный момент – это взлет и посадка. В это время все должны быть максимально сосредоточенными. Пассажир тоже должен оценивать обстановку за бортом, чтобы, если увидит что-то необычное, сообщить бортпроводнику. Пилот и бортпроводники же могут не видеть все.

– Может случиться все что угодно – порыв ветра или воздушная яма, в «болтанке» может сильно подбросить. Если это случится, то пристегнутому пассажиру повезет больше. У пилотов поясной ремень всегда пристегнут, на время полета мы отстегиваем только плечевые ремни.

Почему все стюардессы такие красивые?

– Может быть из-за формы. Бортпроводник это же лицо компании, он должен быть красивым. Вообще у каждой авиакомпании свои требования к сотрудникам. Многие зарубежные компании, считают, что красота не главное, они вообще не берут на работу бортпроводников моложе 35 лет. Бортпроводник – это тяжелая работа, случись что, все на плечи этих девчонок ложится. Даже дверь закрыть, которая 150 килограммов весит и то тяжело.

Когда пилоты – пассажиры, они боятся летать?

– Нет. Зачем боятся? Самолет придумали, чтобы он летал, а не падал. Конечно, когда ты в пассажирском кресле другие ощущения. Начинаешь оценивать: «почему пилот сделал так, а не иначе…». Но сложно какой-то анализ проводить, будучи пассажиром я не могу определить, например, скорость с которой взлетает самолет.

Что экипаж везет с собой в чемоданах?

– Личные вещи. Если командировка на один день, например, утром вылетаешь в Хургаду и вечером возвращаешься, тогда, конечно, смысла нет чемоданы брать. А если на неделю: сегодня из Казани в Анталью, там заселился в гостиницу, на следующий день летишь в Белгород, оттуда снова в Анталью, отдохнул, снова собрал чемодан и в Самару, из Самары в Шарм-Эль-Шейх и так далее, то, конечно, запас личных вещей нужен. Каждый день залезаешь в интернет, смотришь свое расписание, на сколько дней улетаешь.

Почему пассажиры не видят капитана корабля? Вам запрещают смотреть в глаза пассажирам?

– Экипаж заходит в самолет заранее, проверяет все ли готово к полету. Кабина пилота может быть открыта, только когда нет пассажиров. Как только заходит первый пассажир, дверь блокируется и уже никто не может попасть внутрь. Выйти из кабины пилот имеет право только в туалет, но в это время бортпроводник должен зайти в кабину. В кабине всегда должно быть два человека.

Часто экипаж принимает роды в самолете?

– У меня таких случает не было. Если кому-то становится плохо, бортпроводники докладывают пилоту, мы по громкой связи спрашиваем «есть ли среди пассажиров медик?». Если медик говорит, что дело серьезное, то принимаем решение садиться в ближайшем аэропорту.

А если на борту дебошир?

– Сейчас пьяных пассажиров стало меньше, но на чартерных рейсах часто «олинклюзив» начинается уже в самолете. Если проводник замечает пассажира навеселе до вылета, то проблем нет, докладывает командиру, командир советуется: «ну, как думаешь, стоит брать его или нет?», если проводник считает, что пассажир не опасен, то взлетаем, если нет – высаживаем в две секунды.

При посадке пассажиры аплодируют пилотам или просто от счастья, что долетели живыми?

– Я думаю, что для большинства перелет – это стресс и пассажиры так проявляют радость, что долетели. Аплодисментов пилоты не слышат, к тому же при взлете и посадке мы другими делами заняты. Иногда по прилету бортпроводники докладывают, что сегодня «так хлопали, так хлопали».

Какой самолет самый лучший?

– Самый лучший – это тот, в котором сам лечу. Все современные самолеты, наши или импортные на одном уровне.

Почему в самолёте мы всегда выбираем томатный сок, как попросить добавку и почему нужно больше пить простой воды и меньше есть? Рассказывают бортпроводники!

Томатомания

Оказывается, за один полёт пассажиры выпивают томатного сока в среднем на 30-40% больше, чем яблочного или апельсинового. И об этом все давно знают, поэтому в самолёт изначально загружают больше бутылок томатного.

«Сок грузят из расчёта 1 литр на 10 пассажиров. Например, в моей авиакомпании в самолёте на 126 кресел будет примерно 8 литров томатного сока, 3 литра яблочного и 2 литра апельсинового», – рассказывает стюардесса на условиях анонимности.

Почему так происходит, что томатный сок в небе пьют даже те, кто на земле его терпеть не может?

«У меня есть две версии, – размышляет стюардесса. – Во-первых, после дороги, нахождения в аэропорту, взлёта и пр. элементарно уже появляется чувство голода. А томатный сок всё-таки посытнее. Во-вторых, на высоте меняется восприятие вкуса, и хочется солёненького для поддержания водно-солевого баланса. Но опять же, какое нарушение баланса на часовом полёте? Поэтому, мне кажется, что здесь работает принцип «все пьют, и я пью».

Добавку хотите?

Кстати, по наблюдениям бортпроводников, магия томатного сока не действует на детей и на иностранцев.

«На российских рейсах все в основном томатный сок пьют. Помню, в Киргизию часто летала, там пассажиры яблочный предпочитают. Китайцы апельсиновый больше любят, а испанцы обожают яблочный!»

«Дети чаще всего пьют яблочный сок. Летом малышей больше летает, поэтому в это время года томатный чаще всего остаётся, а вот зимой его может и не хватить на всех пассажиров», – рассказывает бортпроводница.

В самолёте всегда можно попросить второй и третий стакан сока. Если напитки остались, то стюардессы вам обязательно дадут добавку. Но на самом деле лучше пить обычную воду в больших количествах – так организм лучше перенесёт полёт.


Есть или не есть?

Сами бортпроводники (особенно представительницы женского пола) предпочитают в принципе не есть во время полёта, поскольку берегут фигуру. Дело в том, что на высоте пища усваивается плохо из-за множества факторов – это и давление, и нарушение баланса, и стресс в целом. Так что набрать лишние кило проще простого! К тому же бортовое питание готовится с использованием большого количества добавок, что не делает его низкокалорийным.

Поэтому если вы часто летаете (например, в командировки), старайтесь много не есть. Больше пейте негазированной воды, можете устроить себе лёгкий перекус и съесть только овощной салат, который предлагают большинство авиакомпаний.

«Экспресс газета» отвечает на актуальные, неудобные и неожиданные вопросы. Сегодня мы расскажем, почему пассажиры воздушного судна предпочитают именно томатный сок, а диетолог поделится своим мнением, насколько этот напиток полезен

Апельсиновый, яблочный, томатный: что выбирают пассажиры

В этом году в твиттере United Airlines разгорелся настоящий скандал. Американская авиакомпания заявила, что убирает из бортового меню томатный сок, чем вызвала негодование пассажиров. Оказалось, что у томатного сока на удивление много фанатов, но большинство из них пьют его исключительно в полете.

Выводы пассажиров о собственных вкусовых предпочтениях на борту совпадают и с внутренней статистикой авиакомпаний. В 2010 году немецкая авиакомпания Lufthansa проводила опрос среди пассажиров с целью улучшения бортового питания и выяснила, что на приходится добрая четверть (25%) заказов на борту. Другие же авиакомпании признаются, что давно прознали о вкусах своих клиентов, поэтому их запасы томатного сока на борту обычно на 30 % больше, чем яблочного и апельсинового.

А вот в супермаркетах статистика совсем другая. Там томатный сок не входит даже в пятерку самых покупаемых, а пальму первенства стабильно удерживает апельсиновый.

Вероятно, на выбор авиапассажиров влияют внешние условия, которые, в свою очередь, воздействуют на наши вкусовые рецепторы. Например, Американская психологическая ассоциация (American Psychological Association) уверяет , что все дело в сильном шумовом фоне. Именно под его воздействием нам перестает хотеться сладкого, а тянет на солененькое. А вот согласно исследованию Lufthansa , заинтригованной результатами опроса, все дело в пониженном давлении, из-за которого соль теряет свой вкус на 30%.

Мнение эксперта: томатный сок полезнее фруктовых

Итак, почему, оказавшись на борту самолета, вы неожиданно для себя заказываете томатный сок, мы выяснили. А вот как насчет того, правильный ли вы делаете выбор?

Марина Сергиенко
консультант по лечебному питанию и ортомолекулярной медицине

Если выбирать между разными , то я бы посоветовала брать именно овощные, так как в концентрированных фруктовых соках, как правило, много сахара и фруктовых кислот. Избыток сахара не полезен никому, а фруктовые кислоты раздражают слизистую желудка. Поэтому даже если вы любите фруктовые соки, советую всегда разбавлять их водой.

В овощных же соках нет ни того, ни другого, они гораздо мягче и их можно пить людям с сахарных диабетом. А томатный сок ко всему прочему еще богат ликопином - пигментом, который определяет красную окраску плодов некоторых растений и известен своим противоонкологическим действием.

Также томатный сок низкокалорийный и подходит тем, кто , но категорически противопоказан людям с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

Но какими бы полезными ни были соки, утолять жажду я все же рекомендую обычной питьевой водой, а соки пить дозировано, в небольших количествах.

Вывод: увлекаться томатным соком не нужно

Томатный сок - прекрасный выбор на борту самолета. Но пить его каждый день все же не советуем.