Пурпурный запретный город. Запретный город в Пекине (Гугун) — дворец императоров Поднебесной. Гугун, или Запретный город, — образцовый фен-шуй

Чудес в мире гораздо больше, чем нам известно! И одно из таких — Запретный город в Пекине. Это огромнейший дворцовый комплекс, который считается самым большим в мире. Он состоит из множества строений, павильонов, площадей. Всего комплекс насчитывает 9 999 комнат! А площадь занимает более 700 тысяч квадратных метров. Это более чем внушительно, но не удивительно для Китая. Можно сказать, что гигантомания у них в крови, взгляните хотя бы на Великую стену.

Но вернемся к дворцу. Это величайшее сооружение, построенное в начале 15 века, стало по истине произведением искусства. Строительство начиналось по приказу императора Юнлэ (3-го в династии Мин). Он преследовал главную цель — перенести резиденцию, а соответственно, политический центр и столицу Китая из Наньцзина в Пекин. И, надо сказать, ему это более чем удалось. Дальнейшие правители Поднебесной уже вели свою деятельность в этой резиденции.

Вид сверху на Город

Длилось правление в Запретном городе, вплоть до 1911 года, который стал переломным для Китая. В ходе революции была свергнута монархия в угоду демократии.

Уникальность расположения

Уже увидев издали это внушительное зодчество, чувствуешь некую магию архитектуры. Оригинальные строения завлекают смотреть дальше, Лепные фигуры поражают своей пышностью и величием.

Золотые львы

Но особенность Дворцового комплекса не в этом.

Далеко не секрет, что основная философия расположения предметов, влияние сторон света на жизнь человека — это все пришло именно из Китая. У этого народа во всем есть смысл. Чтобы раскрыть и понять его, не хватит всей жизни. Но этим то Поднебесная империя и манит пытливые умы.

Дворец расположен таким образом, чтобы все фасады смотрели на юг. А все потому, что юг является стороной благодати, достатка и процветания.

Во дворец не было свободного доступа. Весь комплекс был разделен на две части. Внутренний дворец был частью обитания личной жизни императора, а внешний — государственной. Во внутреннем дворце располагались залы Небесной чистоты, Земного спокойствия.

Взглянув на фотографии Запретного города, можно увидеть, что большинство зданий выкрашено в яркий цвет. Мало кто знает, но краска эта из-за некогда бывшего названия Пурпурный Запретный город.

Пример украшений в Городе Императора

Самое интересное, что когда пришли маньчжурские завоеватели, они свергли династию Мин, расправились с прежним императором, но к строениям в городе отнеслись весьма почтительно. И даже продолжили активно ухаживать за архитектурой. Благодаря этому дворец не потерял своего величия.

На самом деле, попадая в это место, создается впечатление, что время останавливается и все вкруг замирает. Появляется гармония и спокойствие в душе. Именно в этом месте создается ощущение невесомости, как будто действительно находишься где-то высоко «под небесами».

A. Ворота Умэнь.
Б. Ворота Шэньумэнь.
В. Ворота Сихуамэнь.
Г. Ворота Дунхуамэнь.
Д. Сторожевые башни.
Е. Ворота Тайхэмэнь.
Ж. Павильон Тайхэдянь.
З. Павильон Чжунхэдянь.
И. Павильон Баохэдянь.
К. Флигель Уиндянь.
Л. Флигель Вэньхуадянь.
М. Сад Цынин.
Н. Наньсаньсо.
О. Дворец Цяньцингун.
П. Дворец Цзяотайдянь.
Р. Дворец Куньнингун.
С. Императорский сад.
Т. Павильон Янсиньдянь.
У. Дворец Ниншоугун. Строение и схема Запретного Города

1. Три главных павильона — Чжунхэдянь, Баохэдянь, Тайхэдянь: имеют общий иероглиф, который является своеобразным амулетом и буквально обозначает гармонию и мир. Это самые величественные павильоны показывали всю мощь императора. Но при этом в Китае важно соблюдение органичности во всем. Таким образом, одной из философий является гармоничное существование всех людей и определенное духовное равенство между царем и простым человеком, родителями и детьми, старшими и младшими. Именно для этого и существует также иероглиф на павильонах.

2. Гигантская каменная плита . Этот элемент, возможно, поражает больше всего. Огромная плита украшена великолепными барельефами. Но не они являются загадкой. Дело в том, что плита была доставлена во дворец еще при династии Мин, то есть какой-либо техники в те времена не предполагалось. А вес плиты достигал 300 тонн! Считается, что для ее транспортировки задействовали порядка 16-ти тысяч людей, среди которых были как обычные люди, так и солдаты.

Она расположена сзади одного из главных императорских павильонов — Баохэдянь.

3. Стрела . Между воротами Цянцинмэнь и павильоном Баохэдянь есть площадь, которая разделяла внутреннюю и внешнюю зону владений императора. Подняв голову на транспарант над воротами, можно увидеть стрелу, торчащую оттуда. Это «назидание потомкам» было оставлено правителем династии Цин после крестьянского восстания в 1813-м году. Когда повстанцы с помощью евнухов и других служащих дворца, проникли в Запретный город с целью истребить династию. Один из главарей восстания прицелился и выстрелил в транспарант, в знак своей скорой победы. Надо сказать, что это была очень кровавая картина. Однако восстание было подавлено, предатели казнены, а стрелу оставили, как напоминание будущим поколениям.

4. Чудо-холодильники . Не зря считается, что многие блага цивилизации пришли именно из Поднебесной. Не менее интересным экземпляром Запретного города в Китае считаются и холодильные шкафы, которые располагались во дворце. Эти шкафы охлаждались при помощи льда, запасенного с зимы. Внутри холодильник выложен свинцом, для лучшей герметичности и сохранности продуктов. К тому же конструкция имела отверстия для стока талой воды. Но, конечно, поражает искусство оформления. Кубы были красиво орнаментированы.

5. Гонг . Конечно, мало кто ассоциирует этот инструмент с другой страной. Большой гонг был установлен для оповещения всех о смене караула или о введении чрезвычайного положения.

6. Глазированные фигурки . На всех строениях в комплексе можно увидеть разнообразные керамические фигуры животных. Это не просто украшение. Каждое животное обозначает определенное качество, присущее ему.

7. Мраморная балюстрада с секретом . Когда попадаешь в Запретный Императорский город, невольно обращаешь внимание на шикарную балюстраду из белого мрамора. Она великолепно вписывается в общий «красный» фон построек. Но, как и все в Китае, она имеет свое скрытое предназначение и не является исключительно предметом декора в экстерьере.

Присмотревшись повнимательней, можно заметить, что на балюстраде имеется очень красивая резьба в несколько ярусов и оригинальные столбики по краям ворот. Именно там и прячется главный секрет — сигнальная система.

В каждом столбике есть свой «каменный цветок» с округлой полостью. А в отверстия, которые на первый взгляд могут показаться вымытыми дождями, вкладывалась специальная трубка. Охранник начинал с силой в нее дуть, что приводило шарики в движение и создавало особый приглушенный, но слышимый в каждом уголке города звук. Так сообщалось о пожаре или вторжении, если нельзя или невозможно было воспользоваться гонгом.

Китайский Запретный город — уникальнейшее место. Здесь вы найдете массу тайн и легенд, которые имеют свой смысл. Возможно, это раскроет вас с другой стороны. В Китае все пропитано особым ощущением спокойствия и благоразумия. Побывав в дворцовом комплексе, создается впечатление причастия к чему-то великому, неосязаемому и прекрасному.

Интересное видео о достопримечательностях столицы Китая от китайской девушки-гида (переведено на русский):

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Запретный город в Пекине — самый большой в мире дворцовый комплекс, площадь которого составляет 720 тысяч кв.м. В плане он представляет собой чуть вытянутый квадрат (длина северных и южных стен — 753 метра, западных и восточных — 961 метр), почти правильно ориентированный по сторонам света.

Знакомимся с Пекином:

Площадь перед залом Тайхэдянь (Зал Высшей Гармонии), ворота Тайхэмэнь, за ними — ворота Умэнь

Полное название дворца — Пурпурный запретный город , 紫禁城, цзыцзиньчэн . В настоящее время он называется 故宫 — «Бывший дворец».

Запретный город строился с 1406 по 1420 год, когда правил третий император династии Мин (1368-1644) Чжу Ди (朱棣, 1360-1424, на престоле с 1403 года; девиз правления — Юн-лэ 永乐, «Вечное счастье»). Именно Чжу Ди превратил Пекин в столицу . Все постройки выполнены из дерева. Поэтому неудивительно, что Запретный город неоднократно горел и перестраивался.

По легенде, в Запретном городе насчитывается 9999,5 комнаты. Рассказывают, что император пожелал иметь 10000 комнат («десять тысяч», 万 вань, — значимое число в китайской культуре). Однако ему явился разгневанный Нефритовый владыка и заявил, что у него на Небе во дворце всего-то десять тысяч комнат, так что земному императору, пусть и (天子 тяньцзы , титул китайских императоров), не подобает иметь столько же комнат. Поэтому сделали чуть меньше — 9999 и еще половину комнаты. В действительности же комнат — 8707.

Запретный город построен в строгом соответствии с правилами китайской геомантии — фэншуй. Император был не только правителем великой страны, но и наделялся сакральным статусом и жреческими функциями, осуществляя посредничество между Небом и Землей, поэтому каждая деталь в Гугуне имеет определенное значение. Слово «Пурпурный» в названии подразумевает Полярную звезду (кит. 北极星 бэйцзисин ), которая считалась обителью Нефритового владыки. Подобно тому, как все звезды на небосводе совершают свой ход вокруг неподвижной Полярной звезды, так и император в Запретном городе пребывает в недеянии и правит Поднебесной.

В Запретный город вход простым смертным был ограничен. Иностранцы сюда практически не допускались. Поэтому, естественно, слагались самые фантастические легенды о том, что находится за высокими стенами дворца.

В строительстве Запретного города принимало участие свыше миллиона рабочих и около 100 тысяч различных мастеров. Правители династии Цин (1644-1911) проводили в Гугуне меньше времени, чем их предшественники, живя большую часть года в или в . Всего из-за стен Запретного города на протяжении почти 500 лет правили 24 императора — 14 императоров династии Мин и 10 императоров династии Цин. После своего отречения от престола в 1912 году, до 1924 года здесь жил последний китайский император Пу И (溥仪, 1906-1967, китайский император в 1908-1912 году, сохранял титул до 1924 года).

Гугун в Пекине и Гугун в Тайбэе

Первый музей в Запретном городе появился еще в 1914 году — в Зале Боевой Славы (武英殿, Уиндянь ). В 1924 году вся территория перешла в руки Китайской республики (1911-1949). 10 октября 1925 года здесь был создан музей, который назвали 故宫博物院 Гугун боуюань — Музей «Бывший императорский дворец». По описи, проведенной в том же году, в нем было около 1,17 млн. единиц хранения. В последующие годы коллекция Гугуна значительно расширилась.

Как проехать до Гугуна

Гугун находится в самом центре Пекина. На карте он выглядит как огромный квадрат.

На метро: станция «Тяньаньмэнь си чжан» 天安门西站 (Tian’anmen West Station ), «Тяньаньмэнь дун чжан» 天安门东站 (Tian’anmen East Station ), линия 1.

Автобусы: 1路, 2路, 10路, 52路, 52路区间, 52路区间2, 59路, 82路, 90路, 99路 и др.

Гугун на карте

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Императорский дворец Гугун - это, в сущности, не дворец, а очень много деревянных теремов-веранд с красными загнутыми крышами и золотистой черепицей, собранных в одном месте. Это классика китайского домостроения, внесенная в 1987 г. в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Комплекс является одной из основных достопримечательностей КНР и его крупнейшим музеем.

Около миллиона экспонатов находится внутри, но для осмотра открыта лишь четверть его помещений и половина территории. Но и того хватает, чтобы отнять полдня при довольно беглом осмотре. Более 7 млн человек ежегодно посещают Гугун, и определение - Запретный город - только привлекает визитеров. Ибо с древности известно, что запретный плод всегда сладок.

Гугун в три раза больше Кремля - его площадь составляет 72 га (почти километр в длину и 750 м в ширину), он выровнен строго по оси с юга на север и насчитывает 9999 помещений. С этим все очень просто: девять - священное для китайца число, а повторенное четырежды оно вообще сакрально. Естественно, Запретный город огорожен от посторонних: он обнесен с четырех сторон 10-метровой стеной и рвом шириной 50 м.

По преданию, 9 тысяч 999 с половиной помещений там еще и потому, что небесный царь обладал 10 тысячами помещений, а император, называвший себя сыном небесного царя, равняться с ним не мог. Поэтому у него было на полкомнаты меньше.

Гугун обязан своим возникновением конкретно императору Чэнцзу - третьему из династии Мин. Твердо решив обосноваться в Пекине, он и озаботился о жилище. Прежние дворцы ненавистных Юаней были преданы огню совершенно безжалостно, от них ничего не осталось, и понадобился новый. Гугун строился 15 лет, с 1406-го по 1421 гг. Однако потом выяснилось, что дерево - материя недолговечная. Многочисленные пожары привели к тому, что при Цинах практически весь дворец был перестроен заново (постепенно, по мере возгорания теремов). Возводились в основном, конечно, копии сгоревших зданий, но факт тот, что основные постройки нынешнего Гугуна датируются XVIII-XIX вв. Да и легенды о павильонах Гугуна рассказываются тоже почти все о Цинах. Всего же в Гугуне успели поквартироваться 24 императора двух династий: Мин и Цин.

Лучшее время для самостоятельного посещения Гугуна - восемь утра, сразу после завтрака и наблюдения за церемонией поднятия флага на Тяньаньмэнь. Плата за посещение - 45 юаней. Немало, но того стоит. Касса находится у ворот Умэнь, к ним от Тяньаньмэнь нужно пройти по длинной аллее. Ворота Умэнь напоминают крепость - сразу видно, что ты приближаешься к чему-то основательному, тем более, что сбоку на аллеях стоят старинные пушки. Если знаешь английский, при посещении Гугуна проблем нет - все вывески, кроме иероглифов, снабжены достаточно грамотным английским текстом. За время экскурсии можно не только осмотреть павильоны, но и почувствовать себя минут на пять повелителем Поднебесной, примерив императорские одежды. Можно одеться стражником. Данный прикол стоит что-то около 20-30 юаней.

Первое, куда попадаешь в Гугуне - огромный каменный пустырь, который пересекается каналом, сделанным в форме стрелкового лука. Его видно, только когда переходишь через мостик, на котором стоят каменные факелы - символы маскулинности, намекающие сами понимаете на что. По бокам пустыря стоят павильоны с наглухо закрытыми окнами, а по периметру выставлены огромные медные чаны для воды с прикольными ручками - кольца их вделаны в драконьи пасти. Стоят они здесь давно на случай пожара. Вокруг ни одного деревца (там могли скрываться плохие парни, помышляющие убить императора). И первое ощущение от дворца - пустота и безжизненность. И эта пустота выполняла функцию некоего запугивания, подавления любого, кто оказывался здесь. А оказывались здесь в силу запретности дворца только евнухи, наложницы и прочие из императорской свиты. Впрочем императоры могли себе позволить такой неуют. Дело в том, что в Гугуне они жили только зимой, он и назывался Зимним дворцом. Для лета у них было припасены гораздо более живописные места.

Дальше вход в павильоны внешнего двора. Их всего три, и самый первый, главный и крупный - Тайхэдянь (Зал Высшей гармонии). Его охраняют жуткого вида каменные львы в количестве двух штук. Один из них - лев со скипетром под лапой, другой - львица, и под лапой у нее львенок. Перед залом небольшой подъемник, в середине которого - узкая дорожка с выгравированными на камне драконами. Над ней под паланкином несли стул императора, сами же слуги спускались по простым каменным ступенькам. И никто, кроме императора, не имел права там ходить. В самом павильоне стоит Драконовый трон императора. Тронный зал тоже был запретен для женщин, и даже всесильная Цыси не посмела нарушить этот запрет.

Два других павильона: Зал Средней гармонии (Чжунхэдянь) и Зал Сохранения гармонии (Баохэ-дянь) - рангом поменьше. Первый - как бы императорская подсобка. Здесь император оглашал указы своим отпрыскам, готовился к обрядам, переодевался. Что же касается Баохэдяня, то там устраивались новогодние банкеты с удельными князьями. И тоже стоят троны, примерно такие же, что и в Тайхэдяне. Ныне зал превращен в музей древнекитайского искусства (в основном бронзовые и керамические изделия от XI в. до н. э. до XIII в.). Признанной достопримечательностью является керамический конь, сделанный в натуральную величину и извлеченный из усыпальницы Цинь Шихуан-ди. Далее идем все тем же курсом на север, к внутренним покоям императора. Здесь тоже все симметрично: в центре три терема, по бокам выставлено по шесть павильонов. Наложниц и жен было огромное множество, так что такое количество теремов совсем нелишнее.

Первый внутренний павильон Цяньцингун - по сути, рабочий офис императора, где, перефразируя на современный лад, владыка Поднебесной «работал с документами». Сейчас здесь организована выставка придворных вещей - конские сбруи, одежда, ритуальные вещи, все в основном цинского времени.

Второй павильон Цзяотайдянь служил тронной комнатой императрицы и поэтому откровенно мал, по сравнению с остальными (женщина, знай место!).

И, наконец, третий павильон Куньнин-гун (Дворец Земного спокойствия) - святая святых, императорская спальня. В обязательном порядке именно здесь император проводил первую брачную ночь и первую ночь нового года. Причем обязан он был спать в эту ночь с женой, а не с какой-нибудь наложницей. Последним распечатал здесь девичью невинность Пу И, уже не будучи императором, в 1922 г. Обстановка спальни сохранилась неизменной со времен Канси (конец XVII в.): ложе окружено черепахами и журавлями.

Заслуживают безусловного посещения боковые павильоны внутреннего двора. Шесть Западных дворцов похожи друг на друга, но выделяются два. Первый - самый ближний, под названием Зал Взращивания ума (Янсиньдянь), - еще один рабочий кабинет с маньчжурской мебелью XVIII в.

В самом дальнем павильоне, Чусюгун, жила императрица Цыси. Это самый поздний образец имперского строительства (конец XIX в., на обустройство было потрачена уйма бюджетных денег).

Шесть Восточных Дворцов сейчас являются хранилищами сокровищ и предметов искусств XV-XIX вв. Отдельного внимания заслуживает выставка часов (импортные образцы XVIII в., за их осмотр нужно дополнительно заплатить 5 юаней). В следующих павильонах расположился музей драгоценностей (все 25 императорских печатей, мечи, отделанные драгоценностями, и т. д.).

В самом дальнем углу Гугуна находится так называемый Колодец Чжэн Фэй, в котором была убита возлюбленная племянника Цысы.

Ну и, собственно говоря, все. Заканчивается Гугун императорским садиком Юйхуаюань (его еще называют Тайный сад Цяньлуна). В него попадаешь, выходя из императорской спальни Куньнин-гун. Это классика садово-паркового жанра Китая, с причудливыми горками камней, искусственной скалой с беседкой наверху, двориками, тропинками, галереями, бронзовыми урнами странного вида - творение все того же императора Цяньлуна. Популярное место для фото - «деревья влюбленных». Это два дерева со странно переплетенными стволами, которым черт знает сколько лет.

Гугун, он же Пурпурный или Запретный город, расположен в самом центре Пекина и, бесспорно, принадлежит к величайшим памятникам мировой культуры. Он был выстроен в начале XV в. императором Чжу Ди. третьим правителем из династии Мин. Этот государь перенёс столицу из Нанкина в Бейдзин (Пекин) и озаботился созданием новой резиденции. В течение 15 лет, с 1405 по 1420 г., - по гем временам достаточно быстро - был возведён дворцовый комплекс, включавший множество сооружений - от величественных храмов до миниатюрных беседок и мостиков властителя Поднебесной отвечал представлениям окружавших престол чиновников-конфуцианцев о величии Сына Неба.

Он был задуман как неприступная резиденция, отделённая от остального мира мощной крепостной стеной и широким рвом. Ещё свежа была память о войнах и смутах, сопутствовавших падению прежней династии Юань во второй половине XIV в. Чтобы подчеркнуть божественный характер власти императоров Китая, при строительстве дворца использовались материалы двух цветов - жёлтого и тёмно-красного, считавшихся в Поднебесной священными. Этих цветов достигали, особым образом обжигая черепицу и кирпич. Отсюда пошло наименование Пурпурный город - Цзыцзинчэн. Второе название - Гугун - означает «дворец прежних правителей», оно появилось позднее и со временем стало основным.

План небесного города

В строительстве Гугуна и его отделке было занято до 100 тыс. ремесленников и около миллиона разнорабочих. Дворцовый комплекс делился на две части - собственно Запретный город и так называемый Императорский город. Последний включал в себя правительственные учреждения, усадьбы высшей знати и дворцовые службы. Здесь же располагались парки, храмы и второстепенные дворцы.
Этот грандиозный ансамбль являет собой квинтэссенцию китайской традиционной архитектуры, мало изменившейся за два тысячелетия. Его территория представляет в плане правильный квадрат, обнесённый кирпичной стеной высотой 10 м и окружённый каналом шириной 60 м. За стенами симметрично расположены дворцы, ворота, внутренние дворы, ручьи и сады. Общая площадь «города» составляет 72 га, из которых постройки занимают 15 га.

Императорский город с его тысячами чиновников, придворных, рабов, рабынь и евнухов был по сути маленьким государством в государстве с собственной иерархией, финансами, законами, судом, тюрьмой. Южная стена этого города сохранилась по сей день, а его сооружения в настоящее время служат резиденциями руководителей Китая.

В Запретном городе жил только сам император с семьёй. Он крайне редко покидал резиденцию. В эту часть комплекса допускались лишь самые приближённые к Сыну Неба сановники. Для простых смертных, даже очень знатных, вход сюда был закрыт. Запретный город счита л ся центром Поднебесной, а значит, и всего мира. В нём находились Гугун — собственно императорские дворцы, Таймяо — Храм Предков, Шэцзитань — Храм Плодородия, священная гора Цзиньшань и священный Западный Парк.

Из всех ворот Запретного города самые знаменитые Ворота Небесного Спокойствия - Тяньаньмынь, ведущие на одноимённую площадь. Стоявшие здесь прежде деревянные ворота сгорели от удара молнии в 1456 г., после чего священнослужители приняли решение задобрить разгневанных духов новыми - с подходящим названием. Перед воротами Тяньаньмынь возвышаются две сакральные колонны - гуабяо - из белого мрамора, украшенные искусной резьбой. К востоку тянется великолепный парк из кедров и кипарисов, многим из которых уже шесть веков. В нём расположен Храм Предков, воздвигнутый при маньчжурских императорах на месте уничтоженного л. Интерьер. аналогичного храма династии Мин.
К западу от ворот Тяньаньмынь находится Храм Плодородия, где совершались моления об урожае и отправлялся культ духов - покровителей! злаков. Неподалёку возвышается священная гора Цзиньшань высотой 60 м. Он имеет пять вершин с беседками на каждой и засажен кипарисами и соснами. На склоне горы растёт старый вяз, обнесённый оградой. По легенде, на нём три с половиной века назад повесился последний император династии Мин, когда маньчжуры захватили город.

От ворот Тяньаньмыш. проходит особая Императорская дорога, возвышающаяся над землёй благодаря специальной насыпи и вымощенная плитами полированного камня. Только император имел право проходить по пей в дни торжеств и ритуальных жертвоприношений. Дорога заканчивается у Полуденных Ворот -У Мынь, увенчанных двухъярусной крышей. Это величественное и вместе с гем изящное сооружение служило символом Солнца и императорской власти. Над воротами была воздвигнута Башня Пяти Фениксов (Уфэнлоу), или Башня Барабанов. Последнее название возникло оттого, что во время торжественных выходов императора на ней били в исполинский барабан.

Вопреки обыденному представлению, главные ворота комплекса — это не Тяньаньмынь, а именно У Мынь. За ними начинается соб ственно З а претный город. Миновав их, чело век попа дал во внутренний двор, пересечён ный кана лом Нэйцзиньшуй — Золотой Рекой. Нэйцзиньшуй облицованы мрамором и обнес ены резной каменной балюстрадой. Через канал перекинуты пять мраморных мос тиков, с имволизирующих пять добродетелей, их к внутренним воротам, именуемым Воротами Высшей Гармонии.

За ними - ещё один большой внутренний двор, способный вместить 20 тыс. человек. На противоположной его стороне, на высокой мраморной террасе, стоит самое значительное здание Запретного города - Тайхэдянь, или Зал Высшей Гармонии. Его высота - 35 м, длина - 63 м, а площадь - четверть гектара. В этой огромной тронной палате император появлялся лишь в особо торжественных случаях, к которым относились и важнейшие праздники (День Урожая, День Дракона и т. и.). Там оглашались указы, полководцам вручались полномочия на ведение войны, лично монархом утверждались высшие учёные звания. Внутри палата украшена великолепно сохранившейся росписью. Перед входом в неё расположены бронзовые скульптуры XVI в.: стражники-львы и черепахи - символ долголетия.
Рядом с главным дворцом расположены ещё два здания: Тайхэдянь - Зал Срединной Гармонии, где совершались важнейшие религиозные обряды с участием императора, и Баохэдянь - Зал Сохранения Гармонии, где китайские чиновники держали экзамен на высшие учёные звания и должности.

Позади главных зданий Гугуна разместились три менее значимых, так называемых Задних дворца. Первый - Дворец Небесной Чистоты (Цяньцингун), где принимали послов и губернаторов. Именно там на Алтаре Света и Истинного Величия хранилось прижизненное завещание императора, в котором он назначал наследника на случай своей кончины. Второй - Дворец Общения Неба и Земли (Цзяотайдань), где праздновались дни рождения Сына Неба и хранились особо важные доку менты и царские печати. И наконец, Дворец Земного Спокойствия (Куиньниньгун), где совершались брачные церемонии членов императорской фамилии. Эти павильоны символизировали абсолютную власть китайских императоров над всеми частями света. Они размещены на террасированных постаментах, к ним ведут длинные лестницы из белого мрамора. Севернее находились жилые покои императоров, их семей и придворных.
Кровли павильонов Запретного города выложены золотистой черепицей; столбы, двери, оконные рамы выкрашены алым лаком; балки перекрытий, плафоны, стены сплошь покрыты тонкой резьбой, росписью и позолотой, парадные павильоны обнесены беломраморными резными парапетами.

Здания Запретного города в изобилии украшены изображениями черепах, оленей, журавлей, бабочек, цветов, олицетворяющих долголетие, благоденствие, мудрость, счастье и красоту. Но больше всего китайцы любили дракона -символ власти Сына Неба. Замысловато загнутые карнизы многоярусных крыш были призваны отпугивать злых духов. Кровли и ворота дворца покрывали цветной глазурованной черепицей с барельефами и иероглифическими надписями. Постройки соединялись между собой проходами, закрытыми двориками и церемониальными воротами.

К западу от ворот У Мынь возвышается Уиндянь — Павильон Воинской Доблести. В эпоху Мин здесь устраивались аудиенции для высших военных чинов империи. В помещении к югу от павильона находилась галерея портретов императоров и императриц древности. Портреты уцелели в бурях войн и революций и оказались в числе экспонатов, вывезенных в 1949 г. на Тайвань. Ныне они выставлены в Тайбейском музее, получившем полуофициальное название Новый Гугун.

Весь дворцовый ансамбль первоначально насчитывал 9999,5 комнат и залов. Это странное на первый взгляд число имеет религиозное объяснение. По преданиям, в Небесном Дворце ровно 10 тыс. комнат, и Сын Неба не считал возможным создавать дворец, превосходящий божественные покои. Поэтому одну крошечную комнатку-чулан посчитали за половину.
Фасады всех главных зданий обращены к югу. Тем самым Запретный город символически «повёрнут спиной» к северу, который в китайской мифологии считался местом пребывания злых демонов и враждебных сил.

ФЕНИКС — ГЛАШАТАЙ ВОЛИ ИМПЕРАТОРА

Возле ворот Тяньаньмынь в торжественной обстановке оглашались императорские указы.

Перед воротами была оборудована специальная Площадка оглашения указов. В начале церемонии все высшие гражданские и военные чины двора выстраивались лицом к северу возле мостика через канал и опускались на колени. Затем министр церемоний выносил текст указа на лаковом подносе и ставил его на паланкин, который несли евнухи. Паланкин проносили вдоль строя коленопреклонённых чиновников к вратам Тяньаньмынь и специальным подъёмником поднимали на надвратную башню, откуда глашатай торжественно зачитывал указ. Затем свиток указа вкладывался в клюв позолоченной деревянной статуи птицы Феникс (Фэнлу), которую опускали на площадь на шёлковых верёвках. Её ставили на тот же паланкин и доставляли в Палату Церемоний, где текст указа размножали и рассылали по всей стране. Эта замысловатая церемония носила название «Провозглашение императорской воли посредством Феникса».

Храм неба и земли

В комплекс музеев Запретного города входят также расположенные за пределами его стен Храм Неба и Храм Земли. Храм Неба — Хуанцюнъюй — занимает площадь 28 га и окружён двумя рядами стен. Его самая важная часть — Храм Молений об Урожае, воздвигнутый в 1420 г. Это круглое здание с трёхъярусной крышей, облицованной черепицей священного жёлтого цвета и увенчанной позолоченным куполом. Высота его 38 м, диаметр — 30 м. Оно воздвигнуто без применения стропил и поперечных балок и даже без несущих внутренних стен.

Одно из храмовых сооружений — Алтарь Неба представляет собой трёхступенчатую террасу из белого мрамора. Три яруса символизируют три элемента мироздания: Небо, Землю и Человечество. Перед ним расположен так называемый Камень Троекратного Эха. Если встать на первую ступеньку алтаря и хлопнуть в ладоши, то эхо будет однократным, со второй ступеньки — двукратным, а с третьей - трёхкратным. Второе сооружение — восьмиугольный Зал Небесного Свода достигает высоты 20 м и обнесено искусно построенной Стеной Эха. Стена Эха замечательна тем, что произнесённые перед ней даже шёпотом слова отчётливо слышны с противоположной стороны стены. Третье здание — Циняньдянь, или Зал Жатвенных Молитв, имеет высоту 27 м. Оно построено в основном из дерева и чудом уцелело во всех войнах и смутах последних полутора веков. Ныне тёмно-синяя глазурованная черепица крыши, искусная резьба по дереву и изумительно украшенный интерьер делают его одной из наиболее заметных достопримечательностей.

Архитектура сооружений Запретного города отличается разнообразием и неповторимостью форм и декора. На карнизах крыш беседок и мемориальных арок(пайлоу) помещали лепные изо б ражения стражей — львов и драконов, а у входов во дворцы и храмы ставили каменных львов.

БЕЗДОННАЯ КЛАДОВАЯ СОКРОВИЩ

К середине XIX в. в результате двух «опиумных войн» и Тайпинс- кого восстания, унёсших порядка 20 млн жизней, Китай очень ослаб и попал в зависимость от европейских держав, а вскоре и от Японии. В I860 г. Пекин был захвачен англо-французскими войсками. Уже после разграбления города и бегства императора победители сожгли Летний дворец - одну из жемчужин Запретного города, мотивируя это необходимостью окончательно поставить на колени побеждённых. Этот великолепный павильон так и не был восстановлен. Ныне его руины можно увидеть в парке Пекинского университета.

После окончания гражданской войны новая власть предприняла усилия по восстановлению экспозиций дворца. Но уже в начале 60-х гг. XX в. работы прекратились в связи с печально знаменитой Культурной революцией, когда многое из национального наследия Китая оказалось под запретом коммунистической власти. Доступ посетителей в Гугун был закрыт, почти все музейные работники разогнаны. К счастью, Запретный город не подвергся очередному разрушению, хотя традиционное китайское искусство и объявлялось «упадочно-националистическим» и «порождением чужеземных династий, угнетавших народ». Со второй половины 70-х гг. музеи Гугуна возобновили полномасштабную научную и культурную деятельность.

В 1900 г., после разгрома Боксёрского восстания, город вновь заняли войска европейских держав. Интервенты уничтожили дворцовую библиотек), где хранились редчайшие старинные рукописи и книги. Из Пекина были вывезены целые эшелоны с золотом, жемчугом, слоновой костью и фарфором. В ходе Синьхайской революции 1911-1913 гг. единоличным хозяином Гугуна стал генерал Юань Шикай, бесконтрольно распоряжавшийся всеми богатствами императорской резиденции. В 1924 г. семья императора Пу И окончательно была изгнана из Запретного города. Во время гражданской войны императорскими сокровищами правительство Гоминьдана расплачивалось с иностранными союзниками.

В 1937 г. Пекин взяли японские войска. Часть коллекций китайцы успели эвакуировать, но львиная доля пропала в хаосе отступления или была захвачена оккупантами. В 1949 г. по приказу Чан Кайши уцелевшие экспонаты вывезли на Тайвань.
В настоящее время для посетителей открыта приблизительно половина территории комплекса. В музее хранится около миллиона экспонатов - более 10 % всех музейных фондов КНР, из них в экспозиции представлено всего 18 тыс. При этом экспозиция непрерывно обновляется. Происходит своего рода круговорот раритетов. Туристы, уже бывавшие в Пекине и посещавшие Запретный город, в следующий свой приезд могут увидеть совершенно новые коллекции.

У генерала А. И. Власова, бывшего в конце 30-х гг. XX в. советским вое н ным советником в Китае, при возвращении в СССР на границе изъяли два чемодана личных подарков Чан Кайши из коллекций Запретного города: старинный фарфор, нефрит, изделия из золота и драгоценных камней.

Сейчас вся музейная экспозиция состоит из двух больших частей. Первая - дворцы и жилые покои императорской семьи, в которых воссоздана прежняя обстановка. Наиболее значимым является Выставочный зал исторических и художественных ценностей, где представлены самые важные экспонаты, в том числе предметы из знаменитых гробниц императора III в. до н. э. Цинь Шихуанди и императора У-Ди, жившего во II в. до и. э. Кроме того, в комплекс входят Выставочный павильон драгоценностей, павильоны живописи, искусства династий Мин и Цинь, керамики, изделий из бронзы, часов.
В целом экспозиция Гугуна даёт возможность ознакомиться с культурными и художественными реликвиями различных периодов истории Китая - от полумифической династии Чжоу до последней Цинь. Он считается крупнейшим дворцом-музеем мира, превосходя и Московский Кремль, и Версаль.

Западные и восточные дворцы
Через юго-западные ворота лежит путь из сада в Западные дворцы, где расселялись вторые по старшинству императрицы, вдовствующие императрицы-матери и наложницы высокого ранга. Каждый из них — это особая усадьба, отделённая стенами от остального мира. Шесть дворцов расположены попарно: Сосредоточенной Красоты, Всеобщего Счастья, Почитания Земли, Вечной Весны, Долголетия и Высшего Начала.

Во Дворце Чистого Колокольного Звона экспони р уются «четыре сокровища кабинета учёного»: уникальной работы бумага, тушечницы и кисти для письма, выполненные лучшими мастерами разных эпох, цветные гравюры по дереву, старопечатные книги X-XII вв.

В восточной части жилых покоев расположены шесть Восточных дворцов: Чистого Колокольного Звона, Благого Солнца, Повиновения Небу, Вечной Гармонии, Почитания Доброты и Вечного Счастья. Внешне они очень похожи на западные дворцы, но в меньшей степени сохранили внутреннее убранство, поскольку здесь размещена экспозиция произведений искусства из императорских коллекций.
В 1644 г., когда династия Мин пала в результате очередного народного восстания, страну захватили маньчжуры, Запретный город был разграблен. Но маньчжурские владыки, основавшие династию Цинь, вскоре восстановили его в прежнем блеске. Были возведены новые храмы и дворцы, разбиты сады и парки. К XVIII столетию Гугун достиг наивысшего великолепия. Здесь сосредоточивались не только шедевры китайского искусства, но и сокровища, вывезенные из соседних стран. По словам летописцев, во дворцах Гугуна «хранились несказанные богатства из земель варваров», Французские миссионеры сообщали: «Удивительно, как много у этого государя интересных и великолепных вещей всякого рода со всех уголков мира». Посол Англии лорд Макартни, посетивший Китай в конце XVIII в., вспоминал о большом количестве вещей европейского происхождения у императора: «Музыкальные шкатулки, глобусы, часы такого изысканного мастерства и в таком изобилии, что наши подарки выглядели в сравнении с ними более чем скромными. И нам сказали, что все эти прекрасные вещи лишь малая часть имеющегося».

Особую коллекцию составляли привезённые иноземными послами дары, в официальных описях именовавшиеся «данью варварских царей законному владыке мира». Китайские источники проводили чёткое различие между «дарами» — предметами, посылаемыми от имени императора, и «данью», под которой понимались любые приношения чужеземцев.
К сожалению, от прежнего великолепия до сегодня дошло немного. Современные экспозиции музеев Запретного города в основном созданы уже в новейшее время.

На протяжении веков на территории Запретного города в Пекине проживал только император и его семья. Вся королевская свита располагалась за его стенами, до определенного времени вход обычным людям был сюда запрещен.

История строительства Императорского дворца

Здание было Императорского дворца построено в 1406-1420 годах, здесь на протяжении 5 столетий проживало 24 императора династий Мин и Цин. В строительстве принимали участие 1 млн. строителей и более 100 тысяч других специалистов, среди которых были художники, мастера резьбы по дереву и камню, и многие другие. Это великолепное сооружение и уникальная достопримечательность Китая включена в перечень мирового наследия человечества.

Полное название исторического здания – Цзыцзинчэн, что в переводе означало Пурпурный запретный город, позже появилось другое название – Гугун, Дворец прежних правителей, оно почти вытеснило первое. Очень часто этот город называют просто Императорским дворцом либо Зимним императорским дворцом, ведь император чаще бывал здесь в зимнее время, а летом посещал одну из своих загородных резиденций.

Последний китайский император Пу И, который отрекся от престола в 1912 году, уехал из Запретного города лишь в 1925 году. Здание дворца часто подвергалось разрушениям из-за постоянных пожаров, после чего многие участки приходилось строить заново. Основная их часть датируется 17-19 веками.

Что посмотреть на территории Запретного города

Императорский дворец находится в центре города недалеко от площади Тяньаньмэнь , он выполнен в форме прямоугольника, по углам стен здания находятся сторожевые башни. Причем Запретный город – это целый комплекс сооружений, их здесь насчитывается 9999, помещением считается и обычная площадка, которая окружена колоннами. Они занимают территорию в 72 гектара.

Главный вход в город – это южные ворота Умэнь, или Полуденные ворота, еще их называют Срединными. За ними находится большая площадь Цзиньшуйхэ с каналом («река Золотой воды»). Через канал возвышают 5 мостов из мрамора, они ведут к воротам Тайхэмэнь, ограждающие комплекс зданий. Здесь проходили официальные мероприятия.

Северную часть достопримечательности Пекина украшает Императорский сад, его размеры небольшие, но красота неописуема. Здесь можно прогуляться среди бассейнов и причудливых камней, посетить небольшие павильоны и отдохнуть в уютной беседке. А недалеко расположены одни из самых лучших гостиниц Пекина .

Информация для посетителей

Адрес: 4 Jingshan Qianjie, Dongcheng, Пекин.